Еврокомиссия утвердила пакет мер, направленных на противодействие резкому росту цен на энергоносители. В последние месяцы стоимость газовых фьючерсов в ЕС резко подскочила. Они подорожали до 1900 долларов за 1000 кубометров. Сейчас газ продолжает стоить более 1000 долларов за 1000 кубометров.
Как сообщает Еврокомиссия, приоритет в пакете отдан целевым мерам поддержки, которые призваны смягчить последствия роста цен для уязвимых категорий потребителей, включая физлиц и малые предприятия. Предполагается, что потребность в поддержке отпадет весной. В долгосрочной перспективе ЕС продолжит увеличивать инвестиции в возобновляемые источники энергии.
Еврокомиссия предлагает предоставить компенсации потребителям, которые не в состоянии оплатить свои счета. Это могут быть ваучеры или частичная компенсация затрат. Также страны смогут предоставить отсрочку по платежам, предлагается предоставить уязвимым домохозяйствам налоговые льготы, которые частично компенсируют возрастающие затраты на энергоносители.
Государствам ЕС предлагается также оказать поддержку предприятиям, которые будут в этом нуждаться.
ЕК предложил Европейскому управлению по ценным бумагам и рынкам усилить мониторинг, будет изучаться возможное нарушение антимонопольнного законодательства.
В среднесрочной перспективе Еврокомиссия предлагает увеличить инвестици в зеленую энергетику, ускорить проведение аукционов и выдачу разрешений на ее создание. Также Евросоюз будет наращивать емкость хранилищ для газа. Сейчас они покрывают более 20% годового потребления, но распределены неравномерно. Кроме того, предлагается пересмотреть условия работы рынка электроэнергии, изучить возможность совместных закупок странами союза газа и использования хранилищ.
Комплекс мер, разработанный Еврокомиссией, будет представлен Европарламенту 14 октября, а министры энергетики стран ЕС рассмотрят его 26 октября. Также вопрос цен на газ будет поднят на заседании Евросовета 21-22 октября.
Еврокомиссия также отмечает, что объемы поставок газа из РФ оказались ниже ожидаемых. Хотя «Газпром» и выполнил свои долгосрочные контракты по верхней планке, компания практически не предлагала дополнительных мощностей для снижения давления на цены. Кроме того, на ситуацию повлияла задержа с обслуживанием инфраструктуры, связанная с пандемией.