Беларусская журналистика переживает тяжелейший период за всю историю независимой Беларуси. Давление на редакции не ослабевает, а лишь усиливается, и власти стремятся к полной зачистке медиаполя. Об этом говорили на сегодняшней пресс-конференции представители журналистских ассоциаций и попавших под репрессии независимых изданий. Онлайн-встречу организовали Пресс-клуб Беларуси и Информационный офис «Беларусь в фокусе».
В течение последнего года беларусские медиа не раз подвергались нападкам силовиков: были блокировки сайтов, обыски, задержания журналистов, уголовные дела, многие уже долгие месяцы находятся за решеткой. В мае был разгромлен крупнейший портал страны TUT.by. А с прошлой недели началась настоящая массированная атака на независимые издания: закрытие корпункта «Еврорадио», разгром «Нашай Нівы» с уголовным делом и арестом руководства, обыски в редакциях региональных СМИ и у их сотрудников по всей стране, ряд задержаний региональных журналистов по уголовным делам.
«Это тяжелейший период для медиа за всю историю независимой Беларуси. Власти целенаправленно пытаются задушить независимые медиа. Цифры, которые фиксирует БАЖ, ужасают», — констатирует зампредседателя Беларусской ассоциации журналистов Олег Агеев.
Так, только за четверг и пятницу 8 и 9 июля проведено почти четыре десятка обысков в редакциях и у журналистов по всей Беларуси: шесть в Минске, шесть в Витебской области, два в Бобруйске, 13 в Брестской области, примерно столько же в Гомеле. Обыски затронули не менее 10 редакций, семь журналистов задерживали, четыре из них остаются под стражей. А с начала 2021 года, говорит Агеев, журналистов задерживали около сотни раз, им 21 раз давали административный арест и 38 раз — штрафы, их сумма составила более 20 тысяч евро. Было проведено 107 обысков, при которых изымают всю технику, что очень осложняет дальнейшую работу журналистов или делает ее невозможной. 29 человек на данный момент находятся в заключении по уголовным делам, из них двое осуждены.
«Тем не менее журналисты проявляют самоотверженность и продолжают работу, большинство медиа продолжают выходить», — отметил представитель БАЖ.
Продолжает работу и «Еврорадио», несмотря на закрытие корреспондентского пункта в Беларуси, который работал с 2009 года. Как отметил главный редактор издания Павел Свердлов, их корпункт был последним в Беларуси официальным представительством СМИ, зарегистрированных в ЕС. Теперь у западных медиа в Беларуси остались только отдельные аккредитованные журналисты (очень немногочисленные), часто это представители российских редакций.
По его словам, сейчас «Еврорадио» находится в процессе закрытия беларусского юрлица, но продолжит работу из Варшавы, где и зарегистрировано.
«Власти пошли на крайние меры, то есть наше право заниматься журналистикой теперь не признается. Журналисты в Беларуси искусственно разделены на два неравных в правах лагеря. Сотрудники госСМИ имеют все права, а сотрудники независимых медиа вытеснены на обочину профессии и вынуждены исполнять профессиональные обязанности иногда «из-за угла», как пишут пропагандисты, но все же снимать и доносить правду», — отмечает Павел Свердлов.
«Я бы сказала жестче, мне кажется, последние действия властей говорят о том, что в Беларуси введен запрет на профессию журналиста. Работать журналистом независимых СМИ сейчас равносильно самоубийству, это прямая дорога в тюрьму, — сказала директор «Нашай Нівы» Настасья Ровдо. — Мы оставались в Беларуси до последнего, мы хотели жить и работать в стране, но сейчас это невозможно, и для нас это большая трагедия».
Настасья напомнила о том, что сейчас за решеткой по уголовным делам находятся главный редактор «Нашай Нівы» Егор Мартинович, начальник отдела рекламы Андрей Скурко, редактор Андрей Дынько, главный бухгалтер Ольга Ракович. По словам Ровдо, Мартинович при задержании был избит, также редакция получила информацию с Окрестина о том, что Ольга Ракович содержится в очень тяжелых условиях.
«Ей очень холодно, из-за холода она не может спать. У нее обострились проблемы после перенесенной в середине июня операции, но когда она попросила о помощи доктора, ей отказали», — говорит директор НН.
Она рассказала, что сейчас команда разделена, часть остается в Беларуси и не участвует в работе редакции.
«Внутри Беларуси сейчас работа остановлена в целях безопасности, люди думают. Если ты соглашаешься ехать работать на НН за границу, ты едешь уже не на день, ты меняешь всю свою жизнь. Не все этого хотят, и вообще никто этого не хотел, мы хотели быть в Беларуси. Поэтому мы сейчас даем нашим журналистам время определиться, где они хотят быть. Наша задача сейчас создать условия, чтобы редакция смогла безопасно начать работу в новом формате вне Беларуси», — пояснила директор НН.
Часть сотрудников редакции находится за границей, и они продолжают работать, в том числе над созданием нового сайта «Нашай Нівы» вместо заблокированного.
«У нас сохранились архивы, мы были готовы к этой ситуации. Хотя полностью готовым к такому быть невозможно. Дела могут быть заведены по экономическим, по не экономическим статьям, это невозможно предсказать. Нам непонятно, каким образом к нам можно отнести те статьи, по которым у нас проводились обыски. Только если назвать редакцию группировкой. Но журналистика — это не криминальная деятельность! В мире. Но в нашей стране это криминал», — подчеркнула Настасья Ровдо.
В крайне сложной ситуации находится и редакция гродненского городоского портала Hrodna.life. Об этом рассказала Ирина Новик, редактор сайта и представитель Ассоциации издателей региональной прессы. Она напомнила, что на днях телеграм-канал издания был признан экстремистским. Редакции пришлось завести новый телеграм-канал, они надеются перетянуть туда большую часть подписчиков.
«Мы оказались самыми «экстремистскими» в городе», — усмехаясь, говорит Ирина.
По ее словам, в редакции работает менее 10 человек, и двое из них уже за границей: сама Ирина уехала недавно, после обысков и арестов, а еще несколько месяцев назад уехал известный журналист Руслан Кулевич, которому при задержании в августе сломали обе руки.
«Остальные работают дома и живут в ожидании стука в дверь. Непонятно, можно ли пользоваться телефоном, непонятно, где ты сегодня будешь ночевать. Мы не можем работать в офисе после двух обысков, работать там не на чем, к тому же там рядом постоянно видят дежурящих силовиков. Вот в такой ситуации сейчас находятся мои коллеги», — рассказала Новик.
Она обратила внимание на то, что обыски в редакциях, о которых говорил Олег Агеев, практически лишили Беларусь региональной прессы, в том числе печатной.
«У редакций изъяли технику, и они больше не могут работать. Также еще ряду наших коллег отказали все типографии, и они не могут напечатать газеты. А после изъятия техники они даже не могут сверстать газеты, чтобы отправить их в печать куда-то за границу», — констатировала представитель Ассоциации издателей региональной прессы.
Кроме того, отмечает Ирина Новик, большой угрозой для Hrodna.life, как и для других независимых медиа, стало экономическое давление.
«Рекламодатели, работавшие с нами многие годы, сейчас отказываются от сотрудничества, потому что боятся. Они так и говорят: ребята, мы вас любим, но работать с вами не будем, потому что нам страшно за себя. И это разрушает экономическую модель СМИ. Нас лишают рекламодателей, на нас накладывают огромные штрафы. Это ставит издание просто на грань юридического существования», — призналась редактор.
Она добавила, что сейчас редакция Hrodna.life не совсем понимает, как будет работать дальше.
«Будет ли релокация, каким будет Hrodna.life через неделю или год, очень сложно сказать. Горизонт планирования теперь очень близкий, хорошо, если ты на неделю вперед знаешь, чего ожидать. Но эти планы могут очень резко изменяться», — резюмировала Ирина.
А вот для команды TUT.by, после разгрома портала и ареста 15 сотрудников, вопрос вынужденной релокации уже решен. Большинству из примерно 270 сотрудников редакции, оставшимся в Беларуси, пришлось уволиться, потому что организация осталась без финансирования, ее счета заблокированы.
«Нам не разрешили разблокировать счет даже для выплаты зарплат и выходных пособий. Дали только разрешение выплатить по 1,5 размера бюджета прожиточного минимума на человека (около 410 рублей — прим. ред.), но даже на эту сумму не разблокировали счет до сих пор, поэтому мы подали жалобу«, — говорит представитель портала Александра Пушкина.
Поэтому редакции пришлось разделиться. Большинство уволились и нашли или ищут новую работу в Беларуси, хотя, отмечает Александра, сложно представить, где сейчас можно работать по специальности независимому журналисту. Часть команды выехала за границу и продолжает работу. На прошлой неделе был запущен новый сайт Zerkalo.io — преемник TUT.by. На нем сейчас работает около 30 бывших сотрудников портала.
«Мы думали, что быстро запустим зеркало, но заявление МВД о признании TUT.by экстремистским все изменило. Сейчас мы юридически никак не относимся к «ТУТ БАЙ МЕДИА» — не потому, что мы так захотели, а потому, что наша работа может навредить тем, кто находится в Беларуси и за решеткой. Из-за дела по экстремизму мы вынуждены скрывать, кто входит в состав новой редакции, поэтому команду сейчас представляю я, хотя в норме на моем месте должен был бы быть главный редактор», — говорит пиар-менеджер издания.
«Мы будем продолжать освещать события в Беларуси и покажем, что нам невозможно заткнуть рот», — подчеркнула Пушкина.
Все происходящее с независимыми медиа в Беларуси является попыткой властей полностью зачистить информационное поле в стране, считает медиаэксперт, эксперт MediaIQ Павлюк Быковский.
«Очевидно, цель нормализации ситуации, как ее видит беларусский режим — это чтобы не было голосов, которые освещают события в стране, и эти голоса должны были исчезнуть перед каким-то важным политическим событием, каким — мы можем сейчас только гадать», — полагает он.
При этом, отмечает Быковский, независимые издания, которые уделяют политическим новостям меньше внимания или дают несколько больше возможностей по донесению прогосударственной, провластной повестки, имеют шансы продержаться дольше уже попавших под каток.
«Во-первых, в регионах спецслужбы бдят больше, чем в Минске. Во-вторых, в такой мутной ситуации, когда «не до законов», силовики могут использовать возможность выслужиться и доказать свою нужность. Поэтому они могут найти дело даже для тех, кто вне политики. Но в целом пока издания, которые в меньшей степени освещают политику, еще остаются на плаву», — констатирует эксперт.
Как в такой обстановке независимые СМИ смогут продолжать работу в Беларуси — большой вопрос, ответ на который редакции и сами представляют пока не слишком хорошо. Смогут ли издания, выехавшие за границу, иметь в Беларуси корреспондентов для работы «в поле»? Это очень маловероятно, считает директор «Нашай Нівы», ведь журналист не может работать, не представляясь, а значит, такая работа будет для него опасной.
«Журналист должен говорить, кто он и из какого издания, когда общается с героями. И если после этого к герою придут, он расскажет следователю, с кем он общался. и журналиста привлекут к ответственности. То есть работа становится практически невозможной», — говорит Настасья Ровдо.
«Если журналист работает на иностранное СМИ без аккредитации, это статья КоАП. А журналистам беларусских СМИ придется столкнуться и с административными, и с уголовными делами. В этих условиях людям придется работать, и в них уже работают те журналисты, кто пока остается в Беларуси», — добавляет главред «Еврорадио» Павел Свердлов.
В данной ситуации независимым медиа придется еще больше опираться на информацию от своих читателей и различных источников, в том числе анонимных. Это неминуемо приведет к ухудшению качества информации, уверен Павлюк Быковский.
«Будет снижение стандартов журналистики, связанное с проверкой источников информации. Ведь будет невозможно проверить информацию, напрямую задав вопрос чиновнику. Возможно, журналистам даже придется представляться кем-то другим, но это приведет к снижению доверия читателей. С другой стороны, что касается контента от пользователей, независимые медиа активно используют его уже год. Уже есть отдельные сотрудники в редакциях, которые работают с этой информацией, контактируют с источниками, проверяют, обрабатывают. Это уже новая профессия. И вспоследствии беларусские журналисты смогут обучать этой работе иностранные СМИ», — отметил медиаэксперт.
«Беларусские журналисты уже сейчас могут давать журналистам всего мира уроки по выживанию, потому что то, что произошло с нами за последний год, — это ад», — резюмировала директор «Нашай Нівы» Настасья Ровдо.