12 июля выдающемуся фотографу и педагогу Валерию Лобко исполнилось бы 70 лет

Есть несколько фигур в беларусской фотографии, благодаря которым можно говорить о ней как об уникальном феномене. Один из таких людей — это фотограф, преподаватель, менеджер и куратор Валерий Лобко, медиатор и создатель «Минской школы фотографии». 12 июля одной из ключевых персон беларусской культуры исполнилось бы 70 лет.

Среди учеников Валерия Лобко — фотографы, исследователи, кураторы, активисты, менеджеры, дизайнеры и писатели: Владимир Парфенок, Галина Москалёва, Сергей Кожемякин, Ирина Сухий, Владимир Шахлевич, Сергей Суковицин, Михаил Гарус, Юрий Элизарович, Алексей Ильин, Анна Самарская, Елена Глухова, Сергей Михаленко, Александр Угляница, Виктор Каленик и многие другие. Будучи руководителем трех образовательных проектов, преподаватель и основатель собственной образовательной системы, Валерий оказал влияние на несколько поколений авторов.

Это (начнем с проектов последних лет) — выпускники фотографических курсов ЕГУ в 2000-ных, Творческих мастерских при Академии искусств в начале 2000-ных, и культовых «Студия-2» и «Студия-3» при фотоклубе «Мінск» в 1980-тые. Именно эксперименты в фотографии фотографов-студийцев, медиатором которых был непосредственно Валерий Лобко, вылились в создание уникального творческого феномена — Минской школы фотографии, которую отметил и описал финский куратор и арт-критик Ханну Ээрикяйнен.

«Свободная школа фотографии в Минске, которой руководит филолог Валерий Лобко, особенно интересна проблематикой и вопросами, определением «фотографических ценностей» и «фотографичности». Группа старается создать новый критический язык, и, вместе с тем, через фотографирование очерчивает проблемы», — цитирует слова специалиста из Финляндии «Гісторыя беларускай фатаграфіі».

В честь юбилея наставника и коллеги его ученики и соратники подготовили несколько проектов, которые будут работать до конца августа.

В Национальном центре современных искусств с 9 июля работает выставка «Открытый архив VL». В экспозиции представлены работы Валерия Лобко из частных архивов: из семейного архива дочерей фотографа; из архива известной балерины, заслуженной артистки Республики Беларусь Татьяны Шеметовец.

«Хранитель уникальной коллекции Сергей Суковицин предоставил для работы исследователям «Рабочий архив Валерий Лобко». У зрителей будет возможность увидеть оригиналы фотографий — своеобразные «визитные карточки», отражающие интересы, приоритеты и направления поиска Лобко-фотографа. Дигитализированный архив — отдельный блок, наиболее полно репрезентирующий творческое наследие автора», — дает представление о выставке арт-критик, и один из кураторов Ольга Рыбчинская.

Также исследовательница отмечает важный проект  — видео «Монологи/Лобко», в котором собраны воспоминания авторов, сопричастных жизни и творчеству культурного деятеля. Фильм в скором времени должен появиться в интернете.

В Мемориальном музее-мастерской З.И. Азгура с 6 июля запущен проект «Секвенции» о выразительном методе, элементах языка, который осваивала творческая белорусская фотография в 1980-1990-е годы. Куратор Владимир Парфенок представляет работы из архивов галерии визуальных искусств Nova.

Сегодня к программе мероприятий подключается Народный фотоклуб «Мінск»: творческое объединение приглашает зрителей на выставку фотографий из своих фондов.

Reform.by подключается к инициативе фотографического сообщества и в ближайшую неделю поделится воспоминаниями и суждениями беларусских фотографов и исследователей о Валерии Лобко, его времени и нереализовавшейся мечте беларусской фотографии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.