Ирена Бернацкая, руководитель лидского отделения незарегистрированного Союза поляков Беларуси, рассказала «Радыё Свабода», как ее вывезли из Беларуси в Польшу. Она одна из пяти фигурантов «дела поляков» по разжиганию национальной вражды и реабилитации нацизма (ч. 3 ст. 130 УК).
Ирену задержали в Лиде 25 марта, в доме провели обыск, забрали технику и блокноты и пригласили на разговор «на несколько минут».
«По дороге на разговор заехали ко мне в школу, тоже провели обыск. Извинились и говорят: «Тут мы уже поговорили, а теперь поедем с вами в Минск». Я поняла, что это уже будет надолго», – рассказала Бернацкая о задержании.
Ирену отвезли в СК, а потом на Окрестина. Через 72 часа ей сказали, что она подозреваемая. Бернацкую отправили под арест на 2 месяца и перевели в СИЗО на Володарского.
6 мая фигуранток дела забрали в Следственный комитет. На встрече присутствовал польский консул, который спрашивал, согласились бы женщины уехать из Беларуси, если бы была такая возможность.
«Мы тут родились, это наша земля, не хочется никуда ехать. Но ответ был такой: как скажут. Мы не политики, мы не знаем, но если надо будет так сделать, то надо», – рассказала Бернацкая.
Ирену вернули в СИЗО и через несколько дней дали подписать бумагу о продлении срока ареста на три месяца. 17 мая Бернацкую перевезли в Жодино, где, по ее словам, «тюрьма страшная и условия страшные».
25 мая Бернацкой приказали идти с вещами на выход. После обыска ее пригласили на разговор. Мужчина в маске сказал ей, что она будет находится дома, должна будет встать на учет в Лидском РОВД и приходить в СК в Лиде. Бернацкая согласилась. По ее словам, соответствующую справку отдали не ей, а мужчине в маске.
После этого ее посадили в машину.
«Я спрашиваю: «Куда вы меня везете?» Они отвечают: «Сейчас вы увидите». Я говорю: «Машина без номеров, почему вы в масках?». Немного закатила там истерику, потому что думала, что, может, в лес везут стрелять. Если в лес, говорю, то мне надо помолиться и чтоб далеко не везли. Но Лиду мы проехали и поехали в Гродно, и я поняла, что везут на границу. Паспорта у меня не было. Привезли на границу, я вышла, из других автобусов вышли Тишковская и Панишева. Мужчины, которые были в гражданском, переоделись в пограничную форму, еще какие-то люди присоединились. И так они нас перевели на польскую сторону. Без паспорта, без ничего бросили туда», – рассказала Бернацкая.
Ирена Бернацкая говорит, что подписала только документ о переводе под домашний арест, но просьб о помиловании не писала.
Напомним, в польском деле было пять фигурантов: глава незарегистрированного СПБ Анжелика Борис, журналист Анджей Почобут, директор общественной школы при незарегистрированном СПБ в Волковыске Мария Тишковская, основательница и директор «Форума польских локальных инициатив» Анна Панишева, руководитель лидского отделения незарегистрированного СПБ Ирена Бернацкая. 25 мая Бернацкую, Панишеву и Тишковскую освободили и вывезли в Польшу. Об этом стало известно только в начале июня. Президент Польши Анджей Дуда назвал освобождение активисток результатом «дипломатических усилий». Александр Лукашенко заявил, что они были освобождены по просьбе бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Почобут и Борис остаются под стражей.