Пресс-служба Кремля опубликовала начало разговора Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи, который состоялся в присутствии журналистов. Помимо прочего политики успели высказаться по поводу инцидента с рейсом Ryanair и последовавших санкций.
Ранее Reform.by сообщал, что на встречу Лукашенко пришел «с увесистым портфелем документов» с информацией по инциденту.
«Но всегда, знаете, есть желающие подкинуть нам проблем. Вы о них знаете. Я Вас проинформирую. Пользуясь доверительным отношением, захватил некоторые документы, чтобы Вы понимали, что происходит. Публично скажу следующее. Чтобы Вы понимали, что это за люди. Хотя мы с Вами в этом ключе обсуждали многие проблемы», — анонсировал одну из тем предстоящей беседы Лукашенко.
Александр Лукашенко пустился в долгий рассказ о том, как совсем недавно авиакомпания «Белавиа» использовала локдауны в разных странах для перевозки возвращающихся на родину иностранцев. По мнению беларусского политика, все были благодарны за «спасение» людей.
«Помните период прошлого года, когда, наверное, больше России никто не спасал своих людей, вывозя с курортов. И даже из Индии помогали нам человек 200 белорусов вывезти. Где-то мы попутно вывозили россиян, наша «Белавиа». Тогда всё закрылось. Один аэропорт в Минске работал, и мы вывозили своих людей. Они всё закрыли. И попросили «Белавиа» – представляете, какая мерзость? – они попросили нашу компанию, и наша компания вывезла тысячи человек: шведов, немцев, поляков, литовцев (у них вообще было наглухо закрыто), американцев. Тысячи вывозили в Минск, поскольку единственный аэропорт был открыт, а потом американцы у нас забирали людей, и мы им туда отвозили. Не представляете, как они были в конце прошлого года и начале этого нам благодарны, коллективу «Белавиа», за вывезенных людей, спасённых», — рассказал Путину Лукашенко.
По его мнению, экстренная посадка рейса Ryanair в Минске и арест блогера Романа Протасевича и его девушки, гражданки России Софии Сапеги, не должны влиять на работу государственной авиакомпании «Белавиа».
«Вот к этому случаю с самолётом «Белавиа» не имеет никакого отношения. Какое компания «Белавиа» имеет к этому отношение? Там самолётов «Белавиа» не было, базируется в аэропорту, в который вы летаете и другие. Чужой самолёт. Упрекают военных, что мы его посадили. «Белавиа» при чём? «Замочили» на всю катушку. И если бы не вы в этот период… Я смотрю, москвичи, Москва отказывает – летите вокруг Беларуси, не принимают самолёты в Москве. Сразу почувствовали», — пустился в рассуждения Лукашенко.
Он назвал запрет на полеты беларусских авиаперевозчиков несправедливым наказанием.
«Но за что наказали трудовой коллектив «Белавиа»? За то, что они в ковид их вывозили тысячами. Вот их лицо», — задал Путину риторический вопрос Лукашенко.
Затем он снова вернулся к своему портфелю с документами и пообещал Путину, что после того, как тот ознакомится с информацией — «все поймет».
«Я отрекаюсь от того, что было: я покажу Вам некоторые документы, Вы поймёте, что там происходит и происходило. Идёт попытка раскачать ситуацию до уровня августа прошлого года», — заверил Лукашенко.
Пресс-служба Кремля публикует короткую реплику Путина в ответ на эмоциальную речь Лукашенко. Российский лидер, по всей видимости, одобрительно воспринял слова и напомнил об инциденте с самолетом президента Боливии.
«Самолёт Президента Боливии в своё время посадили, Президента вывели из самолёта – и ничего, тишина», — сказал Путин. Надо полагать, таким образом он одобрил посадку борта Ryanair в Минске.
«Совершенно верно. А с Россией в Турции, помните? В Сирию летел самолёт. Якобы оружие. Посадили, досмотрели. Никто не кричал. Ну, досмотрели и досмотрели. Ваше суверенное право», — подхватил Лукашенко.
Затем беларусский политик попытался подвести черту под вышесказанным. Он намекнул на заговор Запада против Беларуси и России и заверил, что вместе с Путиным возьмет любую высоту.
«Просто понятно, чего от нас хотят эти наши западные друзья. Что тут обсуждать? Но нет тех высот, которые большевики не брали. Возьмём и мы», — резюмировал он.
Затем состоялись закрытые переговоры, которые длились более 5 часов. Об итогах встречи ничего неизвестно: официальных сообщений об этом пока не было.