Сегодня в Хатыни продолжилась акция памяти «Приди и поклонись». Цветы и венки в мемориальном комплексе возложили премьер-министр Беларуси Роман Головченко, члены правительства, руководство министерств и ведомств.
«Мы думали, что такие трагедии навсегда остались в прошлом. Но, к сожалению, этого не происходит. С детства мы помним фразу «пепел Хатыни стучит в наших сердцах». Но у этой фразы есть еще и продолжение или созвучное высказывание историка Карамзина, который сказал: «холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме нашей совести…». Сегодня мы по-новому осмысливаем эти слова, если говорить о совести, о том, что движет каждым человеком в его поступках, в его моральном выборе», — отметил Роман Головченко. Фрагмент выступления премьера опубликовала пресс-секретарь правительства.
Роман Головченко подчеркнул, что зло не имеет национальности, имея в виду, что с открытием архивов о хатынской трагедии стало известно намного больше. В полицейском батальоне, который сжег деревню, были люди разных национальностей.
«Речь не о национальностях. Кто-то спекулирует на этой теме, спорит, кто внес больший «вклад» в уничтожение Хатыни. Но зло не имеет национальности», — добавил он.
Премьер подчеркнул, что люди сделали свой моральный выбор. Причины у всех были разные.
«Но в основном это были в прошлом советские люди. И наряду с отъявленными садистами и мерзавцами, которые, видимо, получали удовольствие от того, что они делали, там были и те, кто стали на путь предательства, движимые своими внутренними соображениями: ненавистью к советской власти, возможностью восстановления прежних прав, имущественных и так далее. Но чем бы они ни были движимы, они стали предателями», — добавил он.
По его мнению, мотивы не оправдывают преступления. Он напомнил о генерале Антоне Деникине, одном из лидеров белого движения, который был идейным противником СССР, но не пошел на сотрудничество с немцами.
«Это еще один урок, что моральный выбор нельзя делать, оправдывая свои поступки, свои злодеяния каким-то высшими ценностями, во имя какой-то справедливости. Потому что, как я сказал, конец у всех один. Еще один вывод, который мы можем сделать: нельзя построить счастье в своей стране на чужих штыках», — заключил Головченко.
Хатынь была сожжена 22 марта 1943 года.