Конец октября и ноябрь 2023 года стали в целом временем тяжелых позиционных боев — прежде всего под Авдеевкой, где РФ продолжает класть тысячи своих солдат, отправляя их в «мясные штурмы» на украинские укрепления.
Вышедшее в начале ноября интервью главнокомандующего Вооруженными силами Украины Валерия Залужного констатировало позиционный тупик на фронте в условиях, когда Украина не получает достаточной военной помощи, а современные технологии создают уникальную «открытость» поля боя — обеим сторонам видно почти все, и это почти все очень быстро уничтожается.
Предлагаем вам обзор основных событий конца октября и ноября, в котором мы отметим сохраняющиеся и новые тенденции в развитии ситуации на фронтах крупнейшей войны XXI века.
Залужный в своем интервью сравнил ситуацию с Первой мировой войной, когда локальные продвижения были у всех сторон, но ни одна из них не могла достичь решительного прорыва и выхода на стратегический простор.
Второй месяц кровавое сражение в стиле Первой мировой продолжается под Авдеевкой, где ударами с севера и юга войска Московии пытаются «срезать» самый ближний к Донецку выступ украинского фронта, подвергавшийся атакам еще с февраля 2022 года.
Атаки московитов стоят им огромных потерь, однако РФ не считается с человеческими жертвами.
Отдельно в своей статье, также вышедшей в начале ноября, Залужный считает, что позиционная стадия войны невыгодна Украине, так как слишком истощит ее, одновременно позволив Московии нарастить военную и промышленную мощь.
Украина продолжает наносить удары ракетами и беспилотниками-камикадзе по московитским тылам — прежде всего по Крыму и Черноморскому флоту РФ.
Оккупированный полуостров — огромная военная база, через которую снабжается группировка РФ на юге Украины. Кроме того, войска московитов на том же Запорожье получают снабжение через Азовское море на кораблях Черноморского флота.
К московитским кораблям, уничтоженным и поврежденным в сентябре и октябре, 4 ноября прибавился малый ракетный корабль проекта 22800 «Аскольд» — носитель 8 дальнобойных ракет «Калибр». Предположительно, он останется небоеспособным в обозримой перспективе.
10 ноября военная разведка Украины сообщила о потоплении морскими дронами десантного катера класса проекта 11770 «Серна» (45 тонн груза) и десантного катера проекта 1176 «Ондатра» (50 тонн груза).
С каждым месяцем таким образом Украина все более ослабляет способность РФ проводить операции в Черном море против украинской морской торговли — довольно мощный флот Московии, вместо того, чтобы поддерживать южный фланг своей армии, постоянно несет потери и вынужден прятаться в как можно более далеких от украинских берегов портах.
Пока фронт в целом стоял, украинская сторона продолжала операции по уничтожению противника на оккупированных территориях с помощью местных жителей и своих внедренных агентов.
Так, 11 ноября Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что трое московитских офицеров были убиты при взрыве во время совещания местного руководства Федеральной службы безопасности и Росгвардии (внутренние войска РФ + бывшие подразделения специального назначения полиции РФ) в Мелитополе.
Ранее 8 ноября в Луганске при взрыве заложенной в автомобиль бомбы был уничтожен бывший «полковник ЛНР», а теперь «депутат Народного Совета ЛНР» Михаил Филипоненко.
Также в ноябре уже на территории Белгородской области Московии был взорван автомобиль замглавы оккупационной военно-гражданской администрации Харьковской области Александр Слисаренко. Согласно официальной информации, Слисаренко выжил, ему оказывалась медпомощь.
19 ноября украинские войска нанесли ракетный удар по актовому залу в селе Кумачове Донецкой области, где на концерт собрались оккупанты. В результате обстрела, предположительно наведенного местными жителями, погибли около 20 военных и приехавшая на выступление московитская исполнительница.
Подобные операции не только уничтожают оккупантов и их пособников, но и повышают моральный дух населения, которое остается под оккупацией, поддерживают надежду на освобождение. Кроме того, ставится под сомнение контроль оккупантов над территорией, снижается боевой дух коллаборантов и оккупантов, что вынуждает их отрывать какую-то часть ресурсов от фронта для обеспечения безопасности своего тыла.
В то же время украинские войска продолжают операции на оккупированном московитами левом берегу Днепра. Там уже многие недели существуют отдельные участки, занятые украинцами, и с этих территорий московиты никак не могут выбить украинских бойцов.
Хотя снабжать украинские подразделения на левом берегу очень сложно, но войскам РФ все еще не удается выбить украинцев с этих позиций, находящихся, очевидно, под «зонтиком» артиллерийского огня. При этом наводить артиллерию украинцам помогает преимущество в беспилотниках, а также то, что в их руках находится более высокий западный берег реки.
В ноябре появились сообщения о том, что на левом берегу Днепра впервые появилась украинская бронетехника, а затем ВСУ сообщили, что создали «буферную зону» в 3-8 километров от берега реки. По сообщениям в том числе московитских военных блогеров, атаки ВС РФ на эти позиции часто плохо организованы и заканчиваются большими потерями для московитов.
Однако в целом пока днепровские операции Украины остаются тактическими, направленными, видимо, на отвлечение вражеских сил от главных районов боев и на нанесение оккупантам максимального урона в людях и технике.