Вероятный законодательный запрет бело-красно-белого флага путем признания его экстремистским лишь формализует проводимые репрессии в отношении беларусской исторической символики. Фактически уже сейчас, без правовых на то оснований, демонстрация БЧБ-флага на практике карается чуть ли ни строже, чем использование нацистской символики. Государственная беларусская и прокремлевская пропаганда активно используют абсурдные параллели с нацистами для очернения исторических символов.
Беларусские госорганы принялись воевать с беларусскими национальными символами, историей и здравым смыслом. В приоритете коммунальных служб – не борьба со снежными заносами и устранение неполадок с отоплением, а истребление сочетаний белого и красного цветов в публичном пространстве. На креатив и народный юмор в виде вывешивания одежды и нижнего белья на балконах в бело-красно-белой цветовой последовательности и даже на размещение японского флага с аналогичной цветовой гаммой судебные органы ответили штрафами и «сутками».
Уроки от российского пропагандистского десанта
Ушлое очернение бело-красно-белого флага беларусскими государственными СМИ началось сразу же после приезда в Беларусь группы российских пропагандистов в августе 2020 года. Через неполные две недели после состоявшихся выборов государственные СМИ запестрели метафорами про «фашистские символы» и комментариями различных «знатоков» на эту тему, многие из которых не владели даже базовыми знаниями беларусской истории.
Говорящими головами на тему исторической символики на беларусских гостелеканалах стали не профессиональные историки, а персонажи вроде пророссийского активиста Андрея Иванова, который с упоением рассказывает → про «план Даллеса» и «квантовую идеологию», продвигает план переселения беларусов в «родовые поселения» и жестко критикует беларусский суверенитет и независимую внешнюю политику.
В эфире телеканала «Беларусь 1» Иванов еще в августе вещал → про «полицайский бело-красно-белый флаг» и «гибридно-психологическую войну со стороны войск НАТО». Более того, Иванов поведал сенсационную информацию о том, что «сегодня американская военная разведка вскрыла и опубликовала на своих сайтах, как они это делают». Удивительно, что американская военная разведка предоставила доступ к своим сайтам с планами гибридной войны против Беларуси лишь Иванову.
В сентябре 2020 года государственная пропаганда применила новый прием для дискредитации беларусской исторической символики. Кроме домыслов говорящих голов под видом экспертов, телеканалы начали транслировать → аудионарезки, представленные как компиляции звонков недовольных граждан в милицию. Высказывания вроде «повесили это убожество бело-красно-белое, висит фашистский флаг» были призваны убедить телезрителей в единодушной народной критике БЧБ-символики.
13-летние «змагарки» и параллели с нацистами
Примерно в это же время телеканалы начали забивать свое эфирное время подборками «покаянных» признаний граждан. Один из ноябрьских выпусков телеканала СТВ сообщил → о величайшем преступлении – две 13-летние девочки вечером нанесли на белую стену красную надпись «Живе беларус!». Телеканал продемонстрировал вечернюю съемку плачущих школьниц на «месте преступления» в компании бравых силовиков в полном обмундировании. Телеведущий с удовольствием покритиковал «юных змагарок» в том числе за допущенные грамматические ошибки в надписи. Мол, кроме всего прочего, последователи национальной символики и исторических лозунгов – еще и безграмотны.
Уже в октябре 2020-го слово «змагар» закрепилось в лексиконе государственных СМИ в качестве аналога «бандеровцев» в украинской пропагандистской кампании. Всех несогласных с государственной политикой – от 13-летних школьниц до престарелых пенсионеров – записали в «змагары» и приписали им самые негативные характеристики от недостаточных умственных способностей до склонности к терроризму.
К декабрю 2020 года государственные СМИ для пущей дискредитации БЧБ-флага усилили трансляцию болезненных ассоциаций через трагические события Второй мировой войны. Сюжеты о так называемой республиканской патриотической акции «Память сердца», посвященной жертвам нацистской оккупации, перетекали в оскорбительные комментарии «неравнодушных граждан» о БЧБ-флаге. В одном из сюжетов о «Памяти сердца» за рассказом о зверствах нацистов в местном гетто и мемориале в Барановичском районе вдруг почему-то последовал комментарий → «жителя г. Барановичи Олега Минича» о БЧБ как «нацистской символике».
При ближайшем рассмотрении оказывается, что Олег Минич – не просто житель Баранович, а находящийся в доверительных отношениях с беларусской властной вертикалью человек: на выборах 2020 года он был членом → одной из избирательных комиссий в агрогородке Мир.
Без ответа остается следующий вопрос: почему многие критиканы БЧБ-символики и участники «патриотических» акций столь непоследовательны и нередко бравируют российскими флагами. Ведь российский триколор также использовался коллаборационистами на территории бывшего СССР в ходе Второй мировой войны. В частности, бело-сине-красный флаг, наряду с военно-морским флагом с Андреевским крестом, эпизодически использовался подразделениями коллаборационистской Русской освободительной армии. Тем не менее, пропаганда не объявляет его и современные флаги множества других государств «флагами коллаборантов» и не требует их запретов, но набрасывается исключительно на беларусские символы.
Война, БЧБ и «неравнодушные местные жители»
Ярким примером пропагандистской манипуляции про нацистов и БЧБ стали сюжеты → о концлагере в деревне Красный Берег, многими жертвами которого были дети. Рассказы о нацистских пытках внезапно перемежаются критикой современных беларусских мирных протестов. «Такие акции помогают раскрыть нашей молодежи те негативные явления, которые происходят сейчас в Республике Беларусь», – заявила → секретарь районного комитета БРСМ Елена Холупова.
После отсылок к расстрелам мирных жителей нацистами телеканал «Беларусь 1» вставляет неуместную реплику → председателя местного совета ветеранов Михаила Губаря под видом простого местного жителя: «Нам уже надоела эта вакханалия: хождения этих бела-чырвона-белых. Мы за порядок, за процветающую Беларусь».
За ним следует комментарий «жителя г. Дятлово Геннадия Суровца», который от имени «всех жителей Дятловщины» заявляет о поддержке красно-зеленого флага и Александра Лукашенко. В реальности Геннадий Суровец является – и это опять сознательно умалчивается телеканалом – не просто местным жителем, а военным комиссаром Дятловского района. То есть множество «неравнодушных местных жителей» в репортажах по очернению БЧБ-флага – это председатели местных ячеек провластных организаций и «проверенные» граждане на хорошем счету у властной вертикали.
Далее сюжет демонстрирует братскую могилу с захоронением 2800 евреев, включая стариков, женщин и детей, после чего слово предоставляется → еще одной местной провластной активистке из Дятлово: «Часть народа сейчас выступает под фашистским флагом, под флагом тех, кто проводил геноцид беларусского народа и не только. Они кричат: «Жыве Беларусь!».
Структура репортажей не оставляет сомнений в циничной попытке госпропаганды провести абсурдную параллель между бесчеловечными действиями нацистов и мирными протестующими в современной Беларуси для очернения и всех несогласных с государственной политикой, фальсификациями выборов и пытками, и БЧБ-флага, который стал символом массовых протестов. Расчет на формирование незамысловатого ассоциативного ряда «война-фашисты-БЧБ» – в общем-то, примитивный метод, который пременял еще в 1995 году Юрий Азаренок в пропагандистском фильме «Ненависть. Дети лжи», в преддверие референдума о национальной символике.
Естественно, государственные СМИ также полностью пренебрегают альтернативными взглядами и в своих репортажах про БЧБ-флаг демонстрируют исключительно необходимое им мнение о его «фашистском» характере. Как заявила → одна из женщин в качестве «гласа народа» в январском сюжете «Беларусь 1», «я бы хотела, чтобы запретили БЧБ-флаги на уровне закона, чтобы эти фашистские флаги у нас не были на улицах».
Недостаточное знание беларусской истории частью общества упрощает пропагандистскую миссию по дискредитации БЧБ-флага. Символ, который уже более ста лет является воплощением стремления беларусов к независимости, созданный в начале XX столетия Клавдием Дуж-Душевским, который сам пострадал от нацистской оккупации и спасал евреев →, в циничных пропагандистских руках вдруг оказался «фашистским» и «нацистским».
***
Авторы: Ольга Алешко-Лесселс, Андрей Елисеев — эксперты iSANS.
***
Мнение и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: