Кароткометражная документальная картина всемирноизвестного кинематографиста родом из Барановичей открыта для просмотра в разделе «3-я сцена» на портале Grand Opéra. Фильм, смонтированный из архивных материалов, предоставленных режиссеру театром, погружает в мир оперы как общественного ритуала, спектакля, в который вовлечены и простые смертные, и сильные мира сего.
Приглашение снять документальную ленту для Опера Гарнье Сергей Лозница получил от продюсера Филиппа Мартена, который представляет французскую компанию «3-я сцена». Режиссер, который неравнодушен к опере, сразу же согласился на предложение.
В ленте показан приезд высоких гостей в один из вечеров ХХ века в Парижскую оперу. Гости идут, облаченные в великолепные платья, мундиры, фраки, и среди визитеров — известные звезды кино, политики, монаршие особы… Это жизнь света, важный ритуал, в котором хочется быть видимым. Представители сильных мира сего подымаются по ступенькам, проходят в фойе, раскланиваются, занимают свои места — и ждут начала представления. Это спектакль еще до спектакля. Но вот на сцене появляется великая Мария Каллас — и в свечении ее голоса, ее дара неумолимо меркнет блеск титулованной публики. Каллас затмевает собой все.
— Каллас — воплощение этого «места человека во вселенной». Вся пышная церемония, торжественное шествие важных людей, весь этот ритуал ничтожны по сравнению с ее гением. Королевы, президенты и шахи блекнут, как только появляется гений, и гений важнее, мощнее и вообще не сопоставим со всем, что мы видели раньше, — поделился идеей своей картины в интервью Русской службе RFI Сергей Лозница.
Режиссер отмечает, что «Ночь в опере» стал для него своеобразным посткриптумом предыдущей работы , — фильма «Государственные похороны».
— Когда мы смотрим фильм («Ночь в опере» — Д.А.), то думаем: а что же дальше? Это как извержение вулкана — все эти люди, идут и идут, и такие, и такие, все разные. И мы ждем — ну что же, что дальше? А все они собираются, чтобы услышать голос гения и прикоснуться к чему-то, что им недоступно, без чего они — никто. Это маленький фильм о ценности, о том, что есть ценность в нашем мире. С этой точки зрения, «Ночь в опере» — политическое высказывание, которое я бы сопоставил с фильмом о похоронах Сталина. Это другого типа политическое высказывание, но тоже политическое.
Сергей Лозница добавляет, что в фильме объединены кадры из хроник разных десятилетий.
— Эти кадры приезда в Оперу высоких гостей, сняты в 1950-е – 1960-е годы, но мне кажется, что мне удался этот фокус, и они смотрятся как материал, снятый в один волшебный вечер.
Режиссер сейчас вовлечен в работу над другими кинопроектами, но не исключает, что в будущем вернется в оперу и снимет музыкальную картину.
— Я чувствую в себе эту возможность, — сказал он.
Посмотреть «Ночь в опере» можно здесь.