Rattus sapiens — так называется работа молодой беларусской художницы Марии Корнеенко, на первый взгляд посвященная крысам и их удивительным способностям. Инсталляция, состоящая из фотографий, свидетельств, аудиозаписи, а также анатомического образца крысы в спиртовом растворе, является одним из проектов выставки «Уравнение состояния», что сейчас проходит в Национальном центре современных искусств. Обозреватель Reform.by, побывав на экспозиции, не смог пройти мимо невероятного высказывания.
Проект художницы, скажем так, не только не для слабых духом, но и телом.
![Художница создала проект о крысе, но это не то, что вы подумали](https://reformby.org/wp-content/uploads/2020/12/128591518_379073469840591_4411497119314422379_n-1024x683.jpg)
Все началось с того, что Мария Корнеенко, решив испробовать на себе радости журналистского ремесла, получила задание написать для одной районной газеты мистическую историю. Поиск соответствующего сенсационного материала привел художницу к загадочному блогеру Rattus¬_ physicus, который на условиях строжайшей секретности рассказал Марии об «экспериментах в саратовской лаборатории».
— Оказывается, еще в 1929 году в Саратове была создана секретная станция, в которой проводились опыты на крысах, — передает слова своего осведомленного собеседника Мария Корнеенко. — Целью этих экспериментов являлось создание суперсуществ, способных на решение более сложных задач. Новые существа должны были стать идеальным оружием с навыками шпионажа и самообучения. С крысами для этих целей работал большой штат ученых, врачей и даже гипнотизеров, — раскрывает подробности небывалого исследования Мария. — Благодаря участию Rattus¬_physicus мне удалось разыскать уцелевшие свидетельства, документы и фотографии из этой уникальной «саратовской лаборатории».
Следует отметить, что изучая «материалы» проекта Марии Корнеенко, можно в самом деле узнать о подробностях экспериментов в условиях лаборатории. Художница представляет дюжину снимков, документирующих грызунов во время их «тренировок».
— Мой информатор просто является правнуком одного из ученых, начинавших испытания с грызунами в 1930-ые, — продолжает на голубом глазу Мария. — А также блогер работал в последние дни лаборатории, до того как она была ликвидирована в 1989 году. Так вот, к тому времени, когда эксперимент решили внезапно свернуть, крысы уже достигли высокого уровня развития. Они предугадали, что их захотят уничтожить, и успели сбежать.
![Художница создала проект о крысе, но это не то, что вы подумали](https://reformby.org/wp-content/uploads/2020/12/125399802_2764482877159889_4105763024436861309_n-683x1024.jpg)
По словам того же Rattus¬_physicus, с 1989 года должно появится на свет уже 183-е поколение тех самых «саратовских» крыс, выведенных на станции. И можно только вообразить, какого уровня достигли эти грызуны.
— Если суммировать информацию, то Homo sapiens на земле уже далеко не единственный разумный вид, — резюмирует Мария. — Рядом с нами действует высокоразвитая цивилизация, которая пока осознанно хочет оставаться незамеченной. Назовем ее, скажем, Rattus sapiens.
Изучая составляющие проекта Марии, можно согласиться с тем, что не только человеку от крыс, но и крысам от человека действительно прилично досталось. Эксперименты в фармацевтике и прочих науках, полеты в космос еще до Белки и Стрелки — везде фигурируют грызуны и это воспринимается как само собой разумеющееся. Но больше в работе художницы, конечно, пленит юмор и завораживающий танец вокруг оси постправды, когда верить или не верить в предложенную историю, — это решение остается за зрителем.
— Мне бы не хотелось, чтобы мой проект сводился только к одному прочтению, — комментирует и актуальный контекст своей работы Мария Корнеенко. — Потому как в нем несколько тематический линий, а значит и возможностей их интерпретаций. К примеру, хотя бы такая: люди больше верят тому, что инопланетянин украл морковку, чем тому, что происходит за их окнами.
![Художница создала проект о крысе, но это не то, что вы подумали](https://reformby.org/wp-content/uploads/2020/12/128783003_805272860328094_5957380715033086089_n-1024x683.jpg)
Напомню, что работа Марии является одним из многих высказываний, представленных на выставке. Как отмечает куратор «Уравнения состояния» Дина Данилович, «каждый проект в экспозиции — элемент, характеристика, что складывается в общую картину».
— В «Уравнении состояния» мы говорим о внутренних и внешних факторах, которые повлияли на формирование современного гражданского общества, — уточняет она общий концепт. — Мы пришли к сегодняшнему состоянию не из неоткуда. Не случайно на выставке представлены проекты о Чернобыле, о Ковиде… Проект Марии — о жажде пустой сенсации. Также художники прекрасно работают со стереотипами о Беларуси, иронизируя над ними, и «разбивая» их. Мы думали о себе определенным образом, но оказалось, что мы другие.
В экспозиции представлены работы одиннадцати авторов: Александра Зенковича, Игоря Савченко, Германа Домбровского, Андрея Кузьменка, Александры Солдатовой, Игоря Гончарука, Лилии Гринь и других художников.
Важно отметить, что волонтерами на выставке работали Змицер Войновский и Егор Войнов.
4 декабря в 18.30 для всех заинтересованных куратор проекта и авторы проведут экскурсию по экспозиции.
Выставка проходит при поддержке Беларусского общественного объединения фотографов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: