Двадцать пять китов прокремлевской пропаганды в Беларуси

Все многообразие из сотен и тысяч пропагандистских публикаций прокремлевской пропаганды крутятся вокруг дюжины исходных сюжетных линий. Такой вывод делает Андрей Елисеев в своем исследовании для iSANS «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов».

Видеть лес за деревьями

Изо дня в день российские федеральные телеканалы, большие новостные и мультимедийные агентства, десятки прокремлевских сайтов поменьше генерируют многие часы аудио и видео, десятки и сотни публикаций, которые касаются Беларуси. Целясь на беларусскую аудиторию, прокремлевские ресурсы также специфически рассказывают про события в других странах.

На первый взгляд, может показаться, что сотни и тысячи пропагандистских публикаций, которые чередуются с нейтральными новостями и информированием, продвигают несчетное количество неупорядоченных утверждений. Отчасти это так – даже очень близкие посылы двух различных материалов могут в чем-то различаться и иметь свои оттенки. Однако при всем многообразии оттенков практически весь комплекс прокремлевской пропаганды в Беларуси крутится вокруг дюжины одних и тех же сюжетных линий.

В самом общем выражении базовые истории, которые прокремлевские СМИ выставляют на продажу для беларусской аудитории, можно описать следующим образом: Запад во всех его проявлениях – плохой и агрессивно настроенный в отношении Беларуси, России и других неподконтрольных ему стран; Беларусь принадлежит к Русской цивилизации, ее будущее возможно лишь в альянсе с хорошей Россией либо даже в ее составе.

Эти фундаментальные пропагандистские утверждения можно разбить на ряд более конкретных сюжетных линий. Мое исследование для iSANS «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов» предлагает категоризацию из 25 конкретных пропагандистских нарративов, на которых основываются тысячи направленных на беларусов пропагандистских материалов.

Нарративы – это исходные сюжетные линии, которые предопределяют посылы публикации. Пропаганда не пытается дать объективную оценку происходящему; она уже по умолчанию исходит из того, что беларусов как самостоятельного народа не существует, что в соседних Украине, Литве и Латвии – профашистские авторитарные режимы, а Польша и Запад в целом грезят причинить вред Беларуси.

Антибеларусские нарративы

Двадцать пять нарративов, которые служат основой практически всему комплексу прокремлевской пропаганды в Беларуси, можно распределить в четыре группы исходя из объекта повествования: по Беларуси, Украине, Польше и балтийским странам, и коллективному Западу в целом.

Андрей Елисеев, «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов».

Повышенное внимание прокремлевских СМИ в Беларуси к Украине, Польше и балтийским странам связано с планами последовательной дискредитации всех соседних с Беларусью стран, кроме России. «Но режимы, правящие в Прибалтике, Варшаве и Киеве, возводят свою родословную к предвоенным режимам Польши и Прибалтики, а также к бандеровцам на Украине. Все эти режимы солидаризовались с Гитлером», – пугает читателей одна из колонок Sputnik Беларусь ().

Намек очевиден: раз современные Литва, Латвия, Польша и Украина солидаризировались с Гитлером, то у Беларуси остается лишь один не запачканный сосед. Кстати, параллели с гитлеровской Германии, обвинения в фашизме/нацизме и их поддержке – классический пропагандистский прием дискредитации западных государств.

Что касается блока по Беларуси, то подборка пропагандистских нарративов следующая:

  • Беларусь – часть Русского мира, беларусы – часть русского народа.
  • Успешное будущее Беларуси возможно лишь в союзе с Россией или в ее составе.
  • История Беларуси связана с российской либо является чужой и бесславной.
  • В Беларуси происходят русофобия, насильственная беларусизация и вытеснение русского языка.
  • Беларусская государственность, язык и культура неполноценны.
  • Беларусские исторические символы пронацистские и бесславные.
  • Светлана Тихановская, беларусская оппозиция и активисты – марионетки Запада.

Основываясь на этих утверждениях, несчетное число материалов очерняет любых беларусских политических и общественных деятелей, дает абсурдное толкование любым беларусским историческим событиями, и дискредитирует самых разных беларусских национальных героев. Тихановская объявляется игрушкой Литвы, Польши и американских спецслужб, Калиновский провозглашается террористом, основатели БНР – преступниками, и даже Франциска Скорину задвигают на задний план.

Например, один из пропагандистских сайтов утверждает (), что «настоящая традиция славянского книгоиздания на беларусских землях» берет свое начало от Ивана Федорова, нежели от Скорины, хотя «Псалтырь» Скорины (1517) появился на свет еще до рождения Федорова. Другой онлайн-ресурс () противопоставляет Скорине уроженца Беларуси Василия Кореня, хотя его труды были изданы лет на 170 позже трудов Скорины. Корень, эмигрировавший в Российское царство, «творил в родном отечестве, в то время как Георгий Скорина работал преимущественно в странах Европы», объясняет материал. Собственно, в этом и заключается причина продвижения альтернативного первопечатника.

Попытки выхолащивания образа Скорины выглядят совсем абсурдными, но вполне закономерными в свете пропагандистских нарративов о Беларуси как части Русского мира и ее истории как части российской. Именно отсюда следуют потуги прокремлевской пропаганды принизить все значимые образы и события, а также деятелей, которые ассоциируются с беларусской государственностью. Прокремлевской пропаганде совсем не нравится тот факт, что книгопечатание на беларусских землях появилось намного раньше, чем на российских. Ведь это противоречит посылу, что источником всех технологических достижений и культурных новаций для темного беларусского народа неизменно выступало российское государство.

В комбинации с антизападными нарративами про захватнические и империалистические планы Польши, агрессивные и враждебные Запад и Украину, антибеларусские сюжетные линии порождают сумасшедшую конспирологию про планы беларусской оппозиции устроить геноцид беларусского народа по требованию Запада, умышленный поджог лесов в чернобыльской зоне Киевом, и множество домыслов про «цветную революцию» с подачи Литвы, Польши, англосаксов, марионеточной Украины, Ватикана и иже с ними. Комбинируя различные нарративы и предлагая небольшие модификации, прокремлевская пропагандистская машина воссоздает множество невероятных пропагандистских материалов, которые скармливают белорусской аудитории.

Читать исследование «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов» целиком (.pdf, 2,4 MB).

Андрей Елисеев, эксперт Центра EAST и iSANS.

***

Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!