Один из политических мастодонтов нынешних словацких левых, блогер, депутат парламента и зампред партии Смер-СД («Направление – социал-демократия») Любош Блага, начинал свою общественную карьеру, будучи сторонником коммунистических идей, писанием графоманских текстов о марксизме в 90-х годах. В течение пары лет он подвизался на должности секретаря по международным делам Коммунистической партии Словакии. В результате выборов в 2006 этой партии удалось проникнуть в парламент на четыре года, после чего она бесследно канула в лету. Однако Блага после политического фиаско коммунистов начал свою собственную парламентскую карьеру, приглянувшись новому спикеру парламента и зампреду Смер-СД Павлу Пашке, который предложил ему должность своего советника по внешней политике.
Советами дело не ограничилось. Блага примкнул к новой партии. Став в 2012 ее кандидатом на внеочередных выборах, он был избран депутатом парламента, постепенно добравшись в партийной иерархии до позиции зампреда. Блага предусмотрительно перекрасился в социал-демократа, но видимо не до конца, и красное коммунистическое полотнище так и просвечивает наружу.
Любоша Благу, непримиримого критика «неолиберализма», «капиталистического и империалистического» Запада, «агрессивных» НАТО и США, в 2016 году премьер-министр Словакии и лидер Смер-СД Роберт Фицо номинировал на должность председателя парламентского комитета по европейским делам. Аккредитованные в Словакии зарубежные дипломаты, а также посещавшие Братиславу европейские политики хватались за голову после встреч с Благом. В бытность главным представителем словацкого парламента, отвечающим за отношения с Евросоюзом, Блага, к примеру, назвал Европейскую комиссию «бандой закомплексованных лузеров».
Зато о России и Китае (а время от времени также о Венесуэле, Иране, Сирии, Северной Корее и других подобных государствах) он высказывался с нескрываемой симпатией, отмечая их прогрессивную роль в развитии планеты, в борьбе за подлинное освобождение человечества, указывая на их успехи в социальном, политическом и экономическом развитии (правда, особо себя не утруждая подбором хотя бы мало-мальски убедительных доказательств). О Владимире Путине Блага отзывался не жалея комплиментов. Исходя из того, что он написал и наговорил о Путине, не было бы преувеличением считать, что Путин для него – великий кормчий и надежда всего человечества, поистине луч света в темном царстве.
В 2014 Блага однозначно встал на сторону России в ее захватнической войне против Украины, приветствовал аннексию Крыма и оккупацию Донбасса, предъявляя Украине обвинения в угнетении проживающих там русских, а украинской армии – в совершении военных преступлений против «народа Донбасса».
Хотя вчистую проигранные в феврале 2020 года выборы вышвырнули Благу из насиженного кресла председателя парламентского еврокомитета, а партию Смер-СД отправили в оппозицию, позиция Благи в самой партии укрепилась – он стал ее вице-лидером. Нынешние события в Беларуси предоставили ему возможность блеснуть своим нетривиальным видением ситуации (нетривиальным прежде всего своей аморальностью).
Вся сегодняшняя демократическая словацкая политическая элита – правящая коалиция, высшие должностные лица – президент Зузана Чапутова, премьер-министр Игорь Матович, спикер парламента Борис Коллар, министр иностранных дел Иван Корчок – после сфальсифицированных выборов и жестоких избиений граждан встали на сторону народа Беларуси в борьбе с диктатором. Словакия стала первой страной в мире, отказавшейся признать легитимность Лукашенко после его тайной инаугурации. Словацкие демократы показали себя сторонником свободы, прав человека и демократии – в отличие от Благи. Ему, якобы левому политику, «социал-демократу», оказался ближе Лукашенко, но не беларусский народ.
Приезжавшая в Словакию Светлана Тихановская, за которую на выборах проголосовали миллионы беларусских избирателей, по мнению Благи, «никого не представляла». Во время ее визита он с театральным надрывом написал в своем Фейсбуке: «Go home, Mrs. Tikhanovskaya, go home». Блага назвал Тихановскую «активисткой, которой сильно помогали американские НПО», «сфабрикованной знаменитостью-селебрити», «женщиной, законно преследуемой за рубежом, которая не представляет никого, кроме себя самой и нескольких корешей». Тихановская, якобы, «ничто», она «не имеет права говорить за беларусский народ», это «марионетка в руках западных держав, которые выставляют ее напоказ как обезьянку на ярмарке».
Назвав встречу словацких руководителей с Тихановской «фарсом», Блага написал: «У Беларуси есть свой президент, его имя – Александр Лукашенко», и что словацкие лидеры «унижают наше государство, принимая всяких праздношатающихся бездельников без легитимности, носясь с ними так, как будто сюда прибыла начальница земного шара».
Блага заранее знает, что произойдет с Беларусью, если там победит оппозиция (то есть если объединенный народ сместит жестокую диктатуру): «Страна будет ввергнута в хаос и кровопролитие, «эксперты» с Запада возьмут государство под свой контроль, все будет украдено и приватизировано с помощью местных марионеток, проходивших обучение в Вашингтоне или в Лондоне. Беларуси будет предписана ненависть к России, и добрый и мирный беларусский народ внезапно начнет учиться тому, что Путин виноват во всем зле, существующем в мире, и что русских нужно ненавидеть».
Цвета бело-красно-белого беларуского флага Блага назвал символом «коллаборационизма с немецкими нацистами, когда страну оккупировали эсэсовцы» и потребовал, чтобы полиция начала следствие по делу президента и спикера парламента, отдавших распоряжение сделать бело-красно-белую подсветку Президентского дворца и Братиславского замка в знак солидарности с народом Беларуси, на предмет «пропаганды фашизма».
Невозможно без чувства омерзения и отвращения читать опусы перекрасившегося в цвета социал-демократии пропутинского анти-западного коммуниста. Источник его познаний о том, что происходит в Беларуси, очевиден – это изрыгаемое в окружающий мир варево кремлевской пропагандистской кухни.
Блага не единственный политик в Словакии, кому ненавистна нынешняя борьба беларусов за свободу. В этом с ним заодно словацкие фашисты из право-экстремистской «Народной партии — Наша Словакия» (НПНС), известной своей про-российской позицией в вопросах внешней политики. И они очерчивают свои позиции к событиям в Беларуси по пропагандистским лекалам лукашенковского и московского режимов, близких им своим авторитаризмом, анти-демократизмом и подавлением прав человека. В отличии от людей типа Благи фашисты не чувствуют особой эмоциональной связи с Лукашенко и готовы признать, что он допустил какие-то ошибки во время своего правления. Но и они однозначно выступают на его стороне, так как именно его они считают настоящим борцом с Западом. Именно антизападный настрой, а также диктаторские замашки Лукашенко являются краеугольным камнем поддержки словацкими фашистами репрессивного режима в Минске.
Лидер НПНС Мариан Котлеба в середине агуста заявил: «Когда я вижу огромную мобилизацию всех либеральных троллей и люмпенов и слышу бешеный вой бульварных крыс, у меня возникает сильное ощущение, что Запад готовит в Беларуси новый Майдан. Что убийцы из НАТО и господа из Брюсселя почувствовали шанс захватить еще одно независимое государство, его природные богатства, его людей».
Котлеба, отрицатель COVID-19 и противник охранных мер, не преминул напомнить, что «президент Лукашенко был одним из немногих лидеров, которые, не поддавшись корона-безумию, спасли свою страну от COVID-пропаганды. Может быть, поэтому те, кто хотел бы взять нас под полный контроль под предлогом борьбы с короной, больше всех нападали на него в Словакии».
В сентябре депутат Европарламента от НПНС Милан Угрик так описал посещение Европарламнта Тихановской: «Сегодня в Европарламенте нас посетила Светлана Тихановская, лидер беларусской оппозиции и самопровозглашенная «победительница» президентских выборов в стране. Дискуссия с ней не была объективной, так как звучали почти исключительно мнения в пользу протестующей беларусской оппозиции, поддерживаемой США и ЕС. Лидер беларусской оппозиции прибыла в Европарламент за цветами и инструкциями».
Угрик не поддержал резолюцию Европарламента, осуждающую Лукашенко, заявив, что в Беларуси наблюдается «насилие с обеих сторон», тем не менее резолюция «в одностороннем порядке поддерживает оппозиционные силы и не стремится к дипломатическому решению, к диалогу и с государственной властью, и с оппозиционными структурами. Вместо этого она в одностороннем порядке поддерживает захват власти оппозицией, независимо от последствий для той части населения Беларуси, которая отвергает эскалацию напряженности и дестабилизацию. Тревожный пример Украины показал, к чему может в суверенном государстве привести ситуация, когда иностранное давление действует в поддержку лишь одной из сторон».
Милан Мазурек, депутат словацкого парламента от фашистской партии, написал в своей социальной сети: «Беларусь переживает классическую цветную революцию, какую мы видели на Украине, которая ввергла братские народы в кровавую гражданскую войну. Оппозиция в Беларуси на слово подчиняется западным государствам, после отставки Лукашенко она может превратить Беларусь в еще одно марионеточное государство, в котором произойдет массовая приватизация и, тем самым, де-факто кража национального богатства, какую мы наблюдали в нашей стране».
Отношение к происходящему в Беларуси бросило словацких фашистов и коммунистов (частично перекрасившихся) во взаимные объятия. Не в первый раз традиционные враги свободы одновременно показали свое подлинное лицо.
Григорий Месежников – словацкий политолог, президент братиславского Института общественных проблем (IVO), эксперт iSANS.
***
Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: