Иван Кравцов, исполнительный секретарь Координационного совета, и пресс-секретарь КС Антон Родненков рассказали, как они оказались в Украине. Трансляцию из Киева вел Координационный совет.
Задержание, ГУБОПиК и ДФР
По словам Родненкова, в понедельник, после сообщений об исчезновении Марии Колесниковой, он и Кравцов поехали к ее дому. Возле ее дома обоих задержали неизвестные, подъехавшие на бусе.
Родненков: «Вначале мы поехали в одно отделение ГУБОПиК, там я провел порядка 40 минут. Я находится в кабинете каких-то людей, мне ничего не объясняли. Люди, в кабинете которых я находился, тоже не знали, что я там делаю. Через 40 минут мне надели наручники и черный мешок на голову и отвезли в другое отделение ГУБОПиКа, там в таком положении я провел еще 4 часа. Опять же никаких вопросов, никаких разъяснений, что я там делаю, в каком мы статусе, являюсь ли я задержанным, подозреваемым».
Родненков: «В районе где-то 2 часов меня опять переместили в ДФР КГК, я был очень удивлен, что меня туда везут, но зато сняли наручники, сняли темный мешок с головы, поэтому настроение поднялось. Приехал я туда в районе 14:30, и до 21:30 вечера ничего не происходило. Я просто сидел в кабинете, пытался сидеть в разных позах, никто из присутствовавших не знал, почему я там нахожусь, какой мой статус, что меня ждет дальше».
Кравцов рассказал, что после ГУБОПиКа его отвезли в какое-то здание, в котором он находился несколько часов. Ему также не сообщали его статус.
Кравцов: «Я находился в наручниках, сидел, уткнувшись в стену около 2,5 часов. Потом мне надели на голову маску медицинскую, я был доставлен в ДФР где-то около 2 часов дня. Где-то начиная с полчетветого до 9 вечера у меня состоялась беседа с тремя сотрудниками, которые не представлялись». Кравцов предполагает, что некоторые из собеседников могли были высокопоставленными сотрудниками ДФР, По его словам, собеседники угрожали ему статьей «злоупотребление служебными полномочиями», обращая внимание, что наказание предусматривает от 5 до 12 лет лишения свободы.
Кравцов: «Прежде всего их интересовала возможность вывоза Марии Колесниковой за границу. Они это объясняли необходимостью деэкскалации, по их мнению, обстановки в стране. Один из вариантов, который был предложен, это такой, чтобы мы на моем личном автомобиле втроем переехали границу». По его словам, их с Колесниковой позиция была стараться не покидать Беларусь.
Кравцов: «К концу этой беседы стало понятно по их поведению, и они сами сказали, что Мария Колесникова будет доставлена на границу». Кравцов понял, что Колесникова не соглашается выехать и ее доставят на границу насильно.
Кравцов: «Где-то около 11 часов вечера меня и, я так понимаю, Антона посадили в микроавтобусы. Мы заехали по пути в КГБ, там мы, судя по всему, забрали Марию Колесникову». Он предположил, что Мария весь день провела в КГБ.
Родненков рассказал, что около 9 вечера в нему пришли два молодых человека, предположительно, из ДФР или КГБ. «Они сказали, что в ближайшее время в отношении Ивана будет возбуждено уголовное дело, что на его прошлой работе они нашли какие-то доказательства, якобы что он злоупотреблял полномочиями рабочими».
По его словам, ему заявили, что он будет фигурантом в этом деле, так как работал с Кравцовым, и может провести под следствием 18 месяцев. «Они сказали, что можно помочь и себе, и Ивану, и всем нам, и что есть отличное решение, которое нашли, что мы все вместе поедем в автобусе до украинской границы и на беларусской границе мы пересядем в автомобиль Ивана и поедем в сторону украинской границы», – рассказал Родненков.
Родненков: «Так как это выглядело так, как будто со всеми все уже договорено,… я согласился, и в 22:30 меня вывели в темный микроавтобус. Через какое-то время меня пересадили в темный внедорожник BMW X6. Я находился все время на заднем кресле посередине». Сначала его везли с мешком на голове, но потом разрешили снять.
Дорога к границе
Родненков: «Где-то около 11 часов вечера меня и, я так понимаю, Антона посадили в микроавтобусы. Мы заехали по пути в КГБ, там мы, судя по всему, забрали Марию Колесникову». Он предположил, что Мария весь день провела в КГБ.
Кравцов: «В 22:30 меня вывели в темный микроавтобус. Через какое-то время меня пересадили в темный внедорожник BMW X6. Я находился все время на заднем кресле посередине». Сначала его везли с мешком на голове, но потом разрешили снять. В колонне было 4-6 автомобилей, один из которых был автомобилем Кравцова.
После этого все выдвинулись к пункту пропуска «Александровка» на украинской границе. В колонне было 4-6 автомобилей, один из которых был автомобилем Кравцова.
Граница и разорванный паспорт
Кравцова посадили в его автомобиль, который до границы доставили сотрудники спецслужб. Вместе с ним в машину сели два сотрудника. В ней также находились паспорта Колесниковой и Кравцова.
Кравцов: «Мы подъехали на беларусский пункт пропуска. Пограничник подошел, посмотрел паспорта, посмотрел на мужчину лет 45, на паспорт Колесниковой и сказал: «Да, спасибо». Посмотрел на мужчину лет 50 и на паспорт Родненкова и сказал: «Спасибо», посмотрел на мой паспорт и сказал: «Всего хорошего». То есть под видом Антона Родненкова и Марии Колесниковой перемещались сотрудники спецслужб».
На нейтральной территории Кравцова пересадили в его автомобиль. Потом к нему подсадили сначала Родненкова, потом Колесникову.
Родненков: «Мы доехали по беларусского пограничного пункта. Я заметил, что мы проехали его без остановки. То есть я не выходил из своего черного BMW. На полной скорости автомобиль проехал и выехал на нейтральную территорию. Весь кортеж остановился на нейтральной территории, и там мне предложили пройти к BMW Ивана. … Я сел на сиденье рядом с водителем. Сразу заметил наши паспорта, потому что до этого мои паспорта были изъяты у меня при посещении ДФР. В этот момент появилась Мария Колесникова. Ее вели. Это было достаточно шумно, то есть было слышно, что ее ведут силой, что она сопротивляется. Ее насильно затолкали на заднее сиденье, причем изнутри двери не открывались, ее затолкали и закрыли. Она не могла выйти, она кричала, что никуда не поедет».
Родненков: «Когда она в машине увидела свой паспорт, она сразу же взяла свой паспорт и порвала его на много мелких кусочков. Эти кусочки она взяла пожмякала и выкинула в окно неизвестным молодым людям, которые окружали машину. После этого она вышла через заднее окно задних дверей и пошла в сторону беларусской границы».
Кравцову сотрудники спецслужб поставили задачу, как только Колесникова сядет в машину, со всей скорости поехать в сторону украинской границы, но Кравцов дал Марии возможность покинуть автомобиль.
Кравцов и Родненков заявили, что Колесникова была «в прекрасной форме, как всегда бодра», требовала справедливости и адвоката.
После побега Колесниковой
Кравцов предполагает, что после того, как Колесникова выбралась из автомобиля, ее забрали в микроавтобус.
Кравцов: «Судя по всему, нас решили задержать еще раз. … Выехал микроавтобус, где была Мария Колесникова и попытался нас заблокировать, но мы опять отъехали. … Я увидел, что из леса поперек дороги начинает выезжать синий микроавтобус. Мы поняли, что ситуация складывается неприятно, я нажал на газ, и мы элегантным маневром по обочине быстро на всех 320 лошадиных силах уехали от тех сотрудников, которые уже окружили автомобиль и от того микроавтобуса, который не успел заблокировать дорогу. За нами образовалась погоня, они сели в машины и начали за нами ехать. Мы это видели и максимально быстро приближались к шлагбауму. … Там нас встретили очень любезные и понимающие сотрудники пограничных войск Украины, за это им большое спасибо».
На украинской стороне Родненков и Кравцов дали комментарии представителям СБУ, пограничной разведки и пограничных войск. Потом оба поехали в Киев.
Видео Кравцова
По словам Кравцова, видео ему приказали снять: «Сотрудники, которые были со мной, они требовали запись видео. … Они меня отвезли в лес, километра два. Один человек в костюме держал диодную лампу, а второй человек в балаклаве и камуфляжной форме подал мне селфи-палку с телефоном. И мы под конвоем еще двух замечательных людей сделали вариант записи».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: