На гостелеканале СТВ прокомментировали блокирование силовиками дверей Красного костела с людьми внутри. Анонимный сотрудник ОМОНа заявил, что это было сделано для защиты костела от агрессивных граждан. Однако в новостном сюжете, который претендует на правдивый рассказ о случившемся, есть нюансы.
Сюжет на СТВ вышел вечером 27 августа и рассказывает о событиях вечера 26 августа. Напомним, тогда на площади Независимости проходила мирная акция протеста, которая закончилась задержаниями и тем, что ОМОН заблокировал двери Красного костела с людьми внутри. В том, что она была мирной, можно убедиться благодаря многочисленным видео, снятым журналистами, а также стриму от «Еврорадио», да и кадрам самого СТВ.
В начале сюжета ведущая рассказывает, как граждане незаконно собрались на площади, не внимали требованиям разойтись, поэтому их пришлось задерживать. Хотя на самом деле ОМОН появился на площади после 20.30, когда уже почти стемнело, пошел дождь и люди сами начинали расходиться.
«Между тем ни о каком разгоне, а тем более хапуне речи не идет. В толпе, несанкционированной и стихийной, спокойно работает ОМОН. Совсем другое дело — эти кадры, которые разлетелись в сети выгодными обрывками», — говорит сотрудница СТВ.
Мы видим кадры, как из-за костела на площадь выбегает ОМОН, бойцы бегут на людей, люди бегут от них, часть прячется в костеле.
«Протестующие вдруг бросаются врассыпную, часть людей — в Красный костел, остальные выбегают на проспект. От кого и куда так стремительно убегали люди и почему в качестве укрытия вдруг выбрали костел? Вопросов и правда больше, чем ответов. Очевидно одно: ставка на религию сработала», — говорит ведущая.
Она скептически оценила реакцию архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который резко осудил действия силовиков по блокировке дверей костела. Сотрудница СТВ намекнула, что из-за границы Кондрусевич не мог оценить угрожающую ситуацию на площади в тот вечер.
Далее в сюжете следует комментарий анонимного сотрудника ОМОН средних лет.
«На неоднократные требования по громкоговорящей связи о незаконности данного мероприятия и просьбе разойтись граждане действовали агрессивно. В этой связи с целью изъятия наиболее активных граждан, нарушающих законодательство, было принято решение о проведении мероприятия», — говорит ОМОНовец.
Между тем легко убедиться, что агрессивных действий протестующих на площади не было. Это видно и на видео независимых СМИ, и на тех кадрах, которыми речь милиционера сопровождает СТВ. Люди мирно стояли, беседовали, высказывались в открытый микрофон, скандировали лозунги. «Агрессия» была лишь в том, что протестующие лозунгами перекрикивали сообщения громкоговорителя.
«С целью их же безопасности были перекрыты лестничные марши в ТЦ «Столица», а также прикрыты двери внутрь Красного костела, так как там находились граждане, которые не участвовали в данном мероприятии», — говорит ОМОНовец.
Однако и на кадрах СТВ (скриншот выше) четко видно, что в костел забегают люди, убегающие от ОМОНа. По сообщениям журналистов независимых СМИ, внутрь забежало около 50 человек с площади. На видеозаписях «Еврорадио» (ниже) видно, что бойцы закрывают двери снаружи и подпирают их. Люди пытались выйти из костела, но не могли, так как все выходы были заблокированы ОМОНом. Между тем в это время в костеле шла вечерняя служба.
«Наши действия были направлены прежде всего на защиту граждан, находящихся внутри костела и не участвующих в политических процессах, а также на защиту самого костела, являющегося духовным наследием Беларуси», — говорит сотрудник милиции.
Каких-либо видеосвидетельств того, что демонстранты угрожали целостности костела, показано не было. При этом известно, что во время многосоттысячных протестных акций в Минске в последние две недели не было зафиксировано ни одного повреждения имущества протестующими — по крайней мере, об этом не сообщали СМИ и госорганы. (Мингорисполком обвинил демонстрантов, что 27 августа они потоптали клумбы на площади Независимости — но интернет-пользователи быстро нашли доказательства того, что по клумбам ходили лица, выполняющие задачи по охране правопорядка).
«После того как группа граждан была рассредоточена перед передней площадкой костела, двери в костел были снова открыты, все желающие могли входить и выходить из данного здания. Хотелось бы отметить, что граждане сами закрывали данные двери, непонятно, по какой причине. Хотелось бы подчеркнуть, что никаких действий сотрудниками отряда внутри костела не проводилось. Все, кто хотел выйти из костела, имели свободный выход из данного здания», — сказал ОМОНовец.
В этот момент показаны кадры, как некая женщина закрывает двери изнутри костела. В какой момент это было снято, неизвестно. Зато известно по сообщениям находившихся внутри журналистов, что около 20-30 минут покинуть костел люди не могли.
После этого ведущая продолжила зачитывать текст:
«Едва стемнело — и митингующих на площади не осталось, протест рассыпался так же быстро, как собрался. Тех, кто вступал в открытую конфронтацию — не с ОМОНом, с законом — задерживали правоохранители, но быстро отпускали, порой проявляя завидную сдержанность».
В чем выражалась «открытая конфронтация с законом», продемонстрировано не было. А на последних словах были показаны кадры, как известная пенсионерка, символ минских протестов Нина Багинская пытается отобрать у ОМОНовца свой бело-красно-белый флаг. Но опущены предыдущие кадры — на которых боец силой отбирает у 73-летней женщины флаг (ношение которого не запрещено законом) и отталкивает ее. Они имеются в стриме РБК.
Кроме того, по данным правозащитников, на площади Независимости в тот вечер было задержано около 30 мужчин. И хотя СТВ утверждает, что их «быстро отпускали», на самом деле их доставили в различные РУВД, многих оставили под стражей до суда.
«Передергивать факты нетрудно. Только стоит учитывать: беларусы умеют смотреть, слушать, фильтровать», — такими словами завершила сюжет сотрудница СТВ.