Осенью прошлого года Москва мобилизовала несколько сот тысяч человек, что дало возможность стабилизировать фронт после поражений, которые нанесла московитам украинская армия. Кроме того, зима стала временем, когда пополнившиеся войска РФ стали пытаться перейти в наступление.
Все это привело к нескольким месяцам постоянных кровопролитных атак оккупантов на нескольких направлениях — на севере Луганской области, на севере и на юге Донецкой области. К концу марта попытки РФ наступать стали выдыхаться.
Продолжая нашу помесячную летопись войны, рассмотрим итоги очередных 30 дней, отмечая наиболее заметные события, наличие или отсутствие новых тенденций в развитии ситуации на линии фронта и вокруг нее.
…Московиты продолжали свои длящиеся уже год попытки вытеснения украинских войск из Донецкой и Луганской областей Украины. Едва ли не с февраля 2022 года тут идут в атаку за атакой солдаты «ЛНДР», армии РФ и так называемой «ЧВК Вагнера» (хотя по сути все это те или иные сорта вооруженных сил России).
Как мы и ожидали еще в декабре, Москва продолжает биться головой об стену украинских укреплений на Донбассе — очевидно считая, что должна целиком захватить эти области, якобы для защиты которых было начато вторжение, а потом уже пытаться заморозить военные действия.
Активные бои за Бахмут, ставший основной точкой приложения усилий захватчиков, продолжаются как минимум с декабря, однако до сих пор полуокруженный город не взят. Атаки на Угледар окончились полным фиаско и тяжелыми потерями. Не привели к каким-то решительным результатам атаки войск РФ на севере Луганской области.
«Медленно, большой кровью, сдвигаемая “штурмами” оборона противника стоит на артиллерии, РСЗО и миномётах, которые обеспечиваются данными для стрельбы с помощью БПЛА и наземных камер наблюдения. Потери противника в ценных военных специалистах, которые эту оборону обеспечивают – связистах, артиллеристах, операторах БПЛА, минимальны, потери в технике – тоже. Танки в этих боях низведены до уровня тяжелобронированных самоходных установок, ведущих огонь с закрытых позиций или “штурмовых орудий”, поштучно придаваемых группам пехотинцев. Наверное, должна полностью закончиться на “штурмах” первая волна российских “мобиков”, чтобы военное руководство РФ осознало, что позиционный тупик – это всё-таки тупик, а умение пробивать головой стенку – ограниченно полезный навык… Нет ума — штурмуй дома», — пишет в аналитической статье московитский военный специалист, воюющий в Украине с 2014 года Андрей Морозов.
Кроме того, в марте, так и не взяв Бахмут, командование московитов начало наступление на город Авдеевку, который непосредственно примыкает к Донецку. Им удалось добиться некоторого продвижения, однако, как и ранее, это лишь своеобразное «продавливание» украинских укреплений техникой и живой силой РФ, а не прорыв фронта с выходом к тылам противника.
На наш взгляд, с большой вероятностью зима-начало весны 2023 года стала своеобразным повторением весны-лета 2022 года, когда, выгребая максимум солдат на фронт, оккупанты пытались сломить стойкую украинскую оборону. В итоге, к концу августа российское наступление, несмотря на локальные успехи, умылось кровью и окончательно выдохлось с минимальными результатами.
Британские танки Challenger 2 в Украине:
Кроме того, именно весной и летом 2022 года Украина стала получать от партнеров первые поставки серьезного тяжелого вооружения — артиллерию, системы залпового огня. То же самое мы видим этой зимой и в марте — в Украину пошли первые партии западных танков и боевых машин пехоты. Предположительно, Украина также стала получать дальнобойные ракеты для систем M270 и HIMARS.
24 марта командующими украинскими Вооруженными силами Валерий Залужный сообщил, что украинские войска в Бахмуте смогли «стабилизировать ситуацию».
С одной стороны, любая воюющая армия, если не переживает быстрого разгрома, постепенно набирается боевого опыта, учится воевать, благодаря этому увеличивает свою боеспособность. И нельзя сказать, что 13 месяцев войны прошли для армии Московии совсем бесполезно — например, заметно увеличилось использование беспилотников и некоторых высокоточных боеприпасов.
Снятая с хранения техника 1960-х годов разработки:
С другой стороны, за год и месяц войны РФ потеряла львиную долю современной техники поля боя — танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты, артиллерии. Если раньше мы уже замечали использование гаубиц образца 1943 года, то тенденцией последнего месяца стало снятие с хранения и переброска на фронт танков Т-55, боевых разведывательных дозорных машин БРДМ-2, которые были разработаны 60+ лет назад.
Кроме того, нехватка нормальной бронетехники приводит к созданию настоящих кадавров из МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный) и корабельных (!) башен.
Уродцы-гибриды:
Кроме того, армия РФ начинает вводить ограничение на дневное использование боеприпасов, что, видимо, связано с их банальным дефицитом. Об этом свидетельствует использование как совсем старых снарядов 2-3 категории, которыми даже стрелять страшно, так и совсем новых 2022 года производства. В идеале военные должны использовать нормально сохранившиеся снаряды постарше, чтобы выстрелить их до того, как их срок хранения истечет, в то же время промышленность должна пополнять склады (а не запасы войск на фронте) снарядами нового выпуска. Поставки на фронт одновременно совсем старых (иногда явно неисправных — ржавых) снарядов и снарядов 2022 года с большой вероятностью говорит о том, что на складах осталось уже очень мало нормальных боеприпасов среднего срока хранения.
Кроме того, в некоторые артиллерийские части войск РФ стали поставлять крупнокалиберные кумулятивные снаряды вместо обычных для этой войны осколочно-фугасных. Неуправляемые кумулятивные снаряды для артиллерии 152 мм эффективны только при прямом попадании в цель, что для артиллерии московитов очень нетривиальная задача.
Негодование одного из московитских военных:
Кроме того, вооруженные силы РФ остаются сборной солянкой разнообразных формирований разного уровня оснащения, обученности и опыта. Эти формирования зачастую подчиняются разным ведомствам и структурам и не могут полноценно взаимодействовать с соседями из других ведомств.
Личный состав служит иногда на совершенно разных условиях — контрактники довоенные, мобилизованные, контрактники, набранные во время войны, заключенные. Иногда они относятся к «коллегам» даже с откровенной враждебностью.
«…Добавим сюда различные ведомственные спецназы, ЧВК и получим очень пёструю “чересполосицу” батальонов и батальонных тактических групп, полноценно и адекватно управлять которой в реальном времени с имеющимся в ВС РФ уровнем культуры ведения боевых действий было невозможно. Казалось бы, по итогам первых 7 месяцев СВО, резюмированных Изюмской катастрофой, ВС РФ должны были сделать вполне очевидные выводы – нужно воевать полноценными подготовленными полнокровными устойчиво управляемыми боеготовыми соединениями с артиллерией и тяжёлой техникой, а толпы случайных неподготовленных людей с автоматами в современных условиях боевой ценности особо не представляют. Но таковых выводов не последовало…
Противник, в свою очередь, наоборот любой ценой старается создать как можно более крупные и хорошо управляемые мобильные группировки войск с современным тяжёлым вооружением», — отмечает Морозов в той же статье.
Жалобы российских мобилизованных на свое подчинение «ДНР»: «Командиры ДНР стреляют из автоматов и БМП по нашим мобилизованным»:
Винегрет различных частей вместо единых вооруженных сил отражает и вероятное усиление политического разброда в российской элите — «ЧВК Вагнер» конфликтует с Министерством обороны, какое-то промежуточное положение занимают формирования, связанные с Кадыровым, российские мобилизованные жалуются, что части «ДНР» и «ЛНР» относятся к ним как к пушечному мясу третьего сорта.
Прошедший месяц также стал свидетелем первой с весны 2022 года и очень успешной диверсии против российских войск в Беларуси — беларусские подпольщики, очевидно, взорвали какой-то заряд, установленный беспилотником на радиолокационной «тарелке» российского самолета А-50У.
Видео атаки на А-50У в Мачулищах:
В итоге самолет, чьей задачей было обнаруживать воздушные и морские цели, наводить свою авиацию и управлять ее действиями, улетел на ремонт в РФ и до сих пор не был заменен другой аналогичной машиной. В России всего штук 6 таких А-50У.
РФ в марте продолжила атаки на украинские города и объекты энергетики, однако они все реже приводят к значительным проблемам в электроснабжении украинского населения, благодаря усилению украинской ПВО и сокращению частоты московитских атак.
В то же время 25 марта Путин заявил о планах разместить московитское ядерное оружие в Беларуси к июлю, что означает очередное ослабление беларусского суверенитета, безопасности населения и усиление контроля РФ на нашей территории.
Что это означает для нашего будущего? Это означает, что Беларусь сможет нормально существовать только в том случае, если Москва с треском проиграет эту войну.