В Польше боятся потерять работников-украинцев и надеются на приезд беларусов

В этом году Польшу может ожидать отток 200 тысяч рабочих-украинцев в Германию. Чтобы их удержать, необходимо предложить им более длительные разрешения на работу — до двух лет вместо нынешних шести месяцев, считает президент крупного польского кадрового агентства Personnel Service Кшиштоф Инглот. Он рассказал о возможных мерах по удержанию и привлечению новых работников из Украины и Беларуси в Польшу в интервью ISBnews.

По мнению Инглота, нужно вернуться к планам принять иммиграционную стратегию, которая будет включать содействие воссоединению семьи и ряд стимулов, побуждающих иностранцев связывать свое будущее с Польшей.

«Мы опасаемся изменения правил на немецком рынке труда. Объявлено, что в мае или даже раньше возможно расширение круга профессий, представители которых будут радушно приняты в Германии. Тогда может возникнуть ситуация, в которой еще большее количество работников из Украины подумают о выезде в Германию, а не в Польшу. Я бы больше всего беспокоился о промышленном секторе — потому что даже если эти люди будут работать на упаковке товара или в логистике, для них разница в заработной плате будет значительной — между 9,5-10 евро (за час) на руки в Германии против 13 злотых на польской фабрике. Поэтому заработная плата может соблазнить на отъезд в Германию даже тех, кто работает на польских заводах», — полагает Кшиштоф Инглот.

Он отметил, что зарплаты для украинцев выросли на 20% в последние несколько лет, а в 2020 году могут повыситься еще до 10%, то есть до уровня в почти 14 злотых — и это если Германия не сделает более агрессивных шагов.

По прогнозам кадрового агентства, так как немецкий рынок станет более открытым для граждан стран, не входящих в Европейский Союз, в 2020 году больше 200 тыс. украинских работников может уехать из Польши в Германию.

Инглот отметил, что больше всего новых работников в Германии примут секторы сельского хозяйства, садоводства и HoReCa. И это при том, что количество вакансий в немецкой экономике уменьшилось с 10 млн до 5 млн в последние несколько лет. Это значит, что и внутренний рынок труда стал предлагать больше работников. Особенно изменения заметны в автомобильной промышленности, которая все больше переходит на выпуск электромобилей.

«Зная, что в последние 5 лет работники из Украины обеспечивали 11% ВВП Польши, мы не можем спать спокойно и ждать, пока Германия откроет свои границы. Нужно учитывать, что венгры усвоили польский урок и открылись для сотрудников из Украины. Теперь нам нужно усвоить венгерский урок и начать давать разрешения не на 6 месяцев работы, а на два года, как они», — сказал Инглот.

По его словам, о необходимости продления сроков говорят более 70% сотрудников и работодателей, опрошенных кадровой службой. Сейчас декларации о поручении выполнения работы (кроме сезонной) выдаются на 6 месяцев.

«Сотрудники говорят, что они хотели бы приехать на 12-18 месяцев. В свою очередь, польский работодатель говорит, что ему нужен постоянный работник, что обеспечит непрерывность работы, позволит снизить затраты на внедрение сотрудников. А власти вынуждают нас каждые шесть месяцев проводить ротацию», — добавил президент кадрового агентства.

Кшиштоф Инглот. Источник фото: пресс-служба Personnel Service

По его словам, Польша также должна определить список профессий, представители которых необходимы стране больше других. Но в целом необходим более широкий подход к вопросам иммиграции.

«Сегодня в Польше нет иммиграционной стратегии. Несколько лет назад была очень хорошая стратегия, которая предполагала создание карты предпочтительных профессий, то есть списка профессий — типа врача, медсестры, — чьи представители должны были сразу получить разрешение на пребывание на длительный срок. Это предусматривало возможность быстрого набора сотрудников вместе с семьями, чтобы они начали платить налоги здесь, покупать квартиры, а затем — потребительские товары. Важно привлекать людей в возрасте до 35 лет. Это уже было написано в стратегии, к которой стоит вернуться», — уверен Кшиштоф Инглот.

По его словам, Польша должна сосредоточиться в первую очередь на привлечении сотрудников — вместе с семьями — из Украины и Беларуси, а не из азиатских стран, которые могут сейчас получать визы на срок вплоть до 12 месяцев.

«Слишком большая открытость для азиатской иммиграции может обернуться проблемами. Как правило, это группа, которая менее ассимилируется с польским обществом. И если украинцы живут рядом с поляками, учатся, ходят в детский сад, в случае азиатов мы имеем дело с профессиональными гетто. И мы должны заботиться о том, чтобы привезти сюда молодых людей, которые будут строить с нами страну, а не создавать гетто, где люди только работают, а затем часто незаконно продвигаются дальше на Запад. Поэтому необходимо сделать все, чтобы сбалансировать польский рынок труда, привлекая работников из Украины и Беларуси, а не искать их так далеко», — заявил Инглот.

По его словам, эмиграция из Украины сейчас составляет более 6 млн человек, и треть из них получила Польша, немного работников «отхватили» Чехия и Венгрия. Если сохранить эту рабочую силу, закрепить приток работников иммиграционной стратегией, это позволило бы на многие годы обеспечить потребности польской экономики и сохранить ее рост.

Кшиштоф Инглот также отметил, что

несколько сотен тысяч человек могло бы приехать в Польшу и из Беларуси.

«В Беларуси так же пользуются интернетом, и у них начинают открываться глаза. С точки зрения беларусского работника, в Беларуси живется не плохо, они относительно довольны своей работой. И в Польшу они уезжают не столько ради трудоустройства, сколько из желания жить в более богатой, процветающей, может, более свободной стране. И вот об этом нужно говорить. А мы сужаем тему иммиграционной политики к тревиальным вопросам, таким как оплата или срок разрешения на работу. У нас уже должна быть стратегия, которая будет создавать имидж Польши как свободной, безопасной страны, где хорошо жить. Только таким образом мы сможем привлечь большое количество сотрудников из Беларуси, Украины или других стран, которые для нас перспективны», — считает Инглот.

В свзи с этим польские власти должны заниматься тем, чтобы сделать систему образования более дружелюбной по отношению к иммигрантам, а также облегчением для них доступа к кредитам, уверен руководитель кадрового агентства.

«Такой человеческий и культурный обмен формирует местное сообщество и чувство безопасности. Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что большая политика обеспечит нам безопасность, но мне кажется, что укрепление украинского, беларусского и польского общества строит лучшее будущее для всех и создает дополнительную стоимость», — считает Кшиштоф Инглот.

Он оценивает количество новых рабочих мест, которые появятся в Польше в 2020 году, в более чем 500 тысяч, несмотря на замедление экономического роста. В 2018 году их было более 700 тысяч. При этом польские эмигранты, уехавшие в западные страны, вряд ли будут возвращаться домой в большом количестве в ближайшие два года.

«Те, кто организовал свою жизнь в Великобритании, уже не приедут, в основном вернутся те, кто по каким-то причинам потерпел неудачу. Издержки на адаптацию и обустройство там для них менее важны, чем величина зарплаты, и снова принять польские зарплаты им будет трудно», — полагает Инглот.

Кроме того, отметил он, много поляков работают в скандинавских странах в сферах судостроения, логистики. В Польше для них практически нет альтернативы.

«Я не вижу, каким образом Польша могла бы сама справиться с проблемой постоянно высокого спроса на рабочую силу. Нам просто нужно открыться для иммиграции», — резюмировал президент кадрового агентства.

Рената Оляш (ISBnews)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!